Я хочу вам рассказать один случай из Патерика. Послушник попросил старца принять его на жительство. Старец спросил: «Кого ты видишь перед собой?» Послушник сказал: «Ангела». Через год старец снова спросил послушника: «Кого ты видишь перед собой?» — «Беса», — на этот раз ответил послушник. Прошло всего несколько месяцев их совместного жития, и старец ни с того, ни с сего стал раздражать, сердить послушника. Дошло до того, что у него родилась ненависть к своему учителю. Он не мог его видеть и даже слышать, когда они встречались. Все это усугублялось тем, что они жили в афонской пустыне, потому что оттуда идти некуда. Единственная причина, по которой послушник не ушел от старца, это мысль о том, что если он уйдет, то все пойдет насмарку. Зачем он тогда приходил на Афон? Зачем принимал монашество, если не прошел послушания? И вообще в таком случае теряется смысл его спасения. Только эти мысли заставили его стиснуть зубы и остаться. И тогда, так же медленно, как приходила неприязнь, стала приходить любовь к старцу. Но это было уже не то чувство, с которым послушник пришел. Это было выстраданное чувство и возникло оно от Духа Святаго. Прежнее чувство было каким-то мимолетным, чем-то вроде влюбленности. А чем она отличается от любви? Апостол Павел сказал, что любовь не перестает. А вот влюбленность перестает. Но если человек правильно выстроил свою духовную жизнь, тогда вместо влюбленности приходит истинная любовь. Она приходит через крест, через самоунижение. И эта любовь становится такой крепкой, что затмевает собой все бывшее до этого.
Другой монах пришел в братство, а там у него случились разного рода искушения, и его выгнали из семьи. Он рассказывал: «Бес нашел убедительные причины для моего ухода. Но когда я ушел, надо мной стал гудеть ад. Я ходил из одного места в другое, искал житие поудобней, поуютней, чтобы выстроить тихую молитвенную жизнь, но куда бы я ни приходил, покоя мне не было. Это продолжалось три года. У меня не было ни радости, ни тишины, ни уюта. Когда до меня, наконец, дошло, что к чему, я пришел к старцу: «Отче, отпусти». И тот сказал: «Иди, чадо». И все прошло, потому что я получил благословение своего учителя».
Каждый проходит через такие искушения. Те, кто их не знает, не могут этого понять. Это охлаждение и даже ненависть — объективная реальность, и в таких случаях бесы нудят тебя уйти. Но это великая ошибка. Даже если кому-то надо было уйти, то, прежде всего, нужно было победить это искушение, чтобы уйти с миром, с любовью. Вы должны знать, что такое искушение будет у каждой из вас. И ни в коем случае вы не должны поддаться ему, но должны его преодолеть. Послушник допустил помыслы и дошел даже до ненависти к старцу. Но на самой крайней точке у него осталась возможность исправить ситуацию, потому что он все понял и стал преодолевать себя. Это бывает не только в духовной жизни, но и в мирской: в дружбе, в любви, в семейных отношениях. Сколько ко мне приходит исповедоваться семейных пар, стоящих на грани разрыва, но если им хватает мудрости и души, они перетерпевают этот период жизни, и постепенно все возвращается. Только ни в коем случае нельзя окончательно разрывать отношения.
Протоиерей Сергий Баранов